(8412) 250-444
ru eng

Мечеть

Мечеть и ее роль в жизни мусульманина

    Всевышний Аллах сказал: «Только тому дано полнить жизнью мечети Аллаха, кто уверовал в Него и в Судный день, кто совершает молитву, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Такие идут прямым путем» («Преграды», 89). Это положение развивается в достоверном хадисе Посланника Аллаха (САВ): «Кто построит для Аллаха дом, хотя бы размером с гнездо куропатки, Аллах построит для него целый дом в раю».
    Каждый, кто взглянет на историю мусульман, заметит, что они (в отличие от последователей других религий) не были узкими догматиками в их отношении к местам поклонения. Такие места поклонения в Исламе обустраивались не только для отправления религиозных обрядов и для удовлетворения духовных потребностей. Последователи Пророка Мухаммада (САВ), следуя его Сунне, были более гибкими, чем другие, более свободными и прагматичными. Они сделали из мечетей общественные организации, в стенах которых решали вопросы своей повседневной жизни. Под сводами мечетей они разрабатывали планы создания общества, призванного обеспечить высокий уровень мусульманских народов, гарантировать их существование.
    Мечети у мусульман, особенно в прошлые века, выполняли наряду со своей функцией места поклонения и молитвы еще и большую культурную и просветительскую роль в самых различных сферах.
    Пророк Мухаммад (САВ) был первым, кто придал мечети ее идейные, социальные и политические измерения, сделав ее своей официальной резиденцией, штабом. Он принимал в мечети делегации арабов как с Аравийского полуострова, так и из-за его пределов. В сообщениях о таких делегациях передается, как они декламировали перед Пророком (САВ) свои стихи, заявляли о своих требованиях и пожеланиях — а Пророк (САВ), не возмущаясь, терпеливо выслушивал их и смотрел на их обычаи. Посланник Аллаха (САВ) не нашел зазорным принять в Доме Аллаха даже делегацию христиан Ниджрана, позволив им, согласно их обычаю, танцевать, бить в барабаны, играть на лютне.
    Мечеть в начальный период Ислама была для мусульман местом хранения казны — Бейт аль-маль. Мечеть выступала и в качестве дворца правосудия. Сколько судов состоялось в мечети Пророка (САВ) в Лучезарной Медине! Совет судей в этой мечети действовал постоянно для рассмотрения жалоб людей, восстановления справедливости между ними.
    Египетский султан Ахмад ибн Тулун приказал, чтобы в построенной им мечети в Каире работала аптека и, соответственно, люди, которые могли оказать квалифицированную медицинскую помощь.
Мечеть выступала также и в качестве парламента мусульманской уммы. Достаточно было халифу или султану послать гонцов, чтобы призвать людей к молитве или собранию, мусульмане тотчас же оставляли все дела и спешили в соборную мечеть, откликаясь на призыв правителя, приглашавшего их для обсуждения важных вопросов политики, управления государством и других сфер общественной жизни. Халифы, короли и высшие духовные лица в Исламе, когда хотели принять важное решение, обсуждали его непосредственно с народом или с авторитетными людьми от него именно в мечети.
    При Фатимидах, Айюбидах, мамлюках мечеть выполняла ту роль, которую сегодня осуществляют средства массовой информации: газеты, радиостанции, телевидение. Все сообщения, объявления, решения, указы правительства провозглашались с минбара соборной мечети — Джами’.
    В арабском языке само слово «джами’» служит для обозначения соборной мечети, с одной стороны, и учебного заведения университетского типа — с другой. Изначально мечеть как раз и служила «университетом», где преподавались как собственно религиозные, так и ставшие затем в Европе светскими дисциплины. В мире Ислама же все науки имели прежде всего духовную, сакральную основу. Известно, что даже университетская кафедра является не более чем европейским заимствованием из мира Ислама; ее прообразом послужил минбар мечети.
    Из стен мечетей из века в век выходили многие поколения ученых; в этих мечетях и существовавших при них учебных заведениях ежегодно учились тысячи студентов, которые расходились по разным уголкам исламского мира, обладая знаниями, достаточными для внесения своего вклада в развитие наук.